Раннее развитие. Методика Никитиных
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины были первыми ученым на территории советского пространства, которые начали говорить о необходимости раннего развития детей. Но в виду того, что в 60-70 годы советская образовательная система отличалось определенной шаблонностью, методика воспитания Никитиных не была принята ни государством, ни родителями. Но, как и во все времена, определенная часть населения интересовалась альтернативным воспитанием и с интересом наблюдала за методами воспитания в семье Никитиных.
Никитины первыми озвучили важность и необходимость поддержания более длительного физического контакта матери и ребенка. Никакие специальные развивающие и укрепляющие упражнения не заменят постоянной близости мамы. Именно Никитин рекомендовал прикладывать ребенка к груди матери сразу после родов, хотя бы совсем на не продолжительное время. Однако, как мы помним, ребенка, перенесшего стресс рождения, забирали и длительное время не давали матери.
Также у Никитиных не получил одобрение строгий режим дошкольников. Они говорили, что чёткое расписание может не только переутомить малыша, но и пробудить в нем нелюбовь к обучению и вообще к любым видам занятий. Чем больше «рамок», ограничений и «обязаловок», тем меньше будет интерес к любой деятельности.
Вместо четкого расписания и всевозможных правил, говорили Никитины, необходимо создать условия, которые будут стимулировать познавательную и исследовательскую потребность ребенка.
Никитины рекомендовали полную свободу перемещения детям, начинающим ползать. Ребенок начинает свою исследовательскую работу с самого рождения, и интерес его растет с ним вместе. Конечно, квартира должна быть подготовлена соответствующим образом. Манежи и коляски ограничивают свободу перемещения и, соответственно, ограничивается объем полезной информации, так необходимой пытливому уму маленького человека.
Со временем методика Никитиных обзавелась большим количеством сторонников и последователей.
Основным принципом в воспитании детей было невмешательство в естественный процесс развития. Только наблюдение. А помощь и поддержка - в случае просьбы со стороны ребенка или острой необходимости. В системе Монтессори теория невмешательства и наблюдения также является основной составляющей.
Задача родителей – внимательное наблюдение за проявлением природных особенностей и наклонностей ребенка. И в зависимости от этого – создание благоприятных условий для развития природных данных.
Свобода свободой, но дети могут не чувствовать грани, могут истолковать вседозволенность неправильно и вот здесь необходимо тактичное вмешательство взрослых, наблюдающих процесс развития ребенка. Во время незаметно и аргументированно направить ребенка в правильное русло.
Есть один факт, который несколько противоречит методике развития Никитиных. Никто из детей Никитиных не стал выдающейся личностью, не смотря на то, что родители развивали природные данные детей….
Но, с другой стороны, Никитины не ставили своей целью взращивание гениев, вундеркиндов… Главное – только семейное воспитание может дать ребенку опору, раскрыть его индивидуальность, вырастить человека физически здорового и умеющего использовать во благо способности, данные ему Природой.
Б. Никитин разработал довольно много уникального развивающего материала. Один из них – известные «кубики Никитина», которые пользуются и сейчас большим спросом и широко применяются. Несмотря на свою внешнюю простоту, они являются отличным средством для развития фантазии, тренировки мелкой моторики. Следовательно, идет ускоренное умственное развитие, развитие речи, тренируется внимание, формируется восприятие цветов и форм в пространстве. Из кубиков можно выкладывать и строить узоры, городки, змейки. Такой дидактический материал будет полезен каждому ребенку.
Игры Никитина предполагают не один вариант решения, нет единого алгоритма. Благодаря этому ребенок учится гибкости, неординарности решений, у него развивается творческое мышление. Таким образом, одна и та же игра будет иметь разные правила и способы решения в разных семьях.
Ребенок должен получать как можно больше пособий для игр. Чем больше у него будет различных игр, тем быстрее он будет развиваться. Игра должна увлекать ребенка, пробуждать в нем интерес, учить новому, развивать его логическое и образное мышление. Карточки с картинками и буквами, различные таблицы и графики можно развесить не только в детской, но и в других частях квартиры, пусть, что окружает ребенка способствует его постоянному развитию.
Важно, чтобы родители тоже принимали участие в играх. Возможно, ребенок поиграет в одиночестве непродолжительное время, но более продуктивным обучение будет, если в игре будут задействованы все члены семьи и, конечно, родители должны проявлять свою заинтересованность.
Большое количество развивающих игр и пособий, созданных Никитиным, направленны на обучение ребенка передавать и получать информацию по разным источникам. Иногда чтобы понять, как нужно играть, ребенку нужно прочитать правила вслух, расшифровать таблицу или схему. Если играя, малыш каждый раз будет приходить к новому результату, будет делать новое открытие, то игра никогда ему не наскучит. Основные правила - умение наблюдать за работой другого, не мешать думающему человеку, сдерживаться в подсказках, уважать разные решения, радоваться чужому успеху… Всё это помогает не только в играх, но и в жизни.
По словам Бориса Павловича, его методика не появилась сразу в том систематизированном виде, который мы имеем. Система формировалась на основе длительных наблюдений, исследований и опытов как со своими собственными детьми, так и с воспитанниками детских садов и школ. Методика с годами и опытом «обрастала» доказательствами ее эффективности и в настоящее время имеет много последователей.
Рисовать раньше, чем ходить
|